Обобщение по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, рассмотренных мировым судьей

судебного участка № 2 г. Медногорска Оренбургской области

По запросу Оренбургского областного суда № 05-64/962 от 28 марта 2022 года проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которая предусматривает ответственность.

Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, а также за неуплату совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния. (с изменением с 10 января 2022 г. - Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 479-ФЗ)

В период с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года на судебный участок

№ 2 г. Медногорска поступило для рассмотрения- 3 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которых - 3 лица признаны виновными в совершении вышеуказанного правонарушения, им назначено наказание в виде обязательных работ.

По ч.2 ст. 5.35.1 КоАП РФ на рассмотрение мировому судье не поступало.

За указанный отчетный период должностному лицу составившему протокол, материалы не возвращались, поскольку были представлены полностью и надлежащим образом оформлены.

Нарушений процессуальных сроков при рассмотрении дел мировым судьей не выявлено.

Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения - срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.

Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.

Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме.

Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.

Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которое выражается в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты.

При неуплате алиментов в полном объеме, последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для не привлечения лица к ответственности. Вместе с тем, факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин.

В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения детей у должника, на которых решением суда взысканы алиментные платежи. В практике мирового судьи судебного участка №2 г. Медногорска не имелось случаев освобождения лиц от административной ответственности по данному основанию.

Также обобщение судебной практики за указанный период показывает, что мировой судья, в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признал отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка и другие.

Протокол об административном правонарушении составлялся органом ФССП с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, и рассматривался мировым судьей в день составления протокола, поскольку санкция ст. 5.35.1 КоАП Российской Федерации предусматривает в качестве наказания, в том числе административный арест.

Обобщение судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы: копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства); документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на постановлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления); объяснения должника о причинах неоплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительности причин неуплаты алиментов);

иные документы.

Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью.

И в случае, если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов.

За указанный отчетный период должностному лицу составившему протокол, материалы не возвращались, поскольку были представлены полностью и надлежащим образом оформлены.

В порядке ст. 30.7 КоАП РФ постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ не обжаловались.

Вывод:

Проведенное обобщение свидетельствует о том, что освоение процессуальных норм, регламентированных КоАП РФ, и разъяснений Постановлений Пленумов ВС РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотренный чт. 5.35.1 КоАП РФ, не вызывает затруднения.

Вопросов по применению положений ст. 5.35.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 479-ФЗ у мирового судьи не возникало.

Мировой судья с/ у № 2 г. Медногорска И.В. Кистанова