В соответствии с Планом работы судебного участка на 2 полугодие 2023 года, проведен анализ недостатков, возникающих при электронном документообороте, а также при использовании, в ходе рассмотрения дел, системы исполнения регламентов Информационной системы оказания услуг Оренбургской области

(СИР СОУ).

Электронный документооборот представляет собой систему процессов по обработке документов в электронном виде, то есть без предоставления на бумажном носителе.

Назначение СИР СОУ заключается в автоматизации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг организациям и гражданам по запросам, поступающим с Портала Государственных услуг.

Так при направлении электронных постановлений об административных правонарушениях в федеральную службу судебных приставов, при заполнении сведений о документах, удостоверяющих личность должника (паспорта), обязательно должен быть внесен код подразделения выдачи документа. Но в большинстве случаев в протоколе об административном правонарушении код подразделения, в котором был выдан паспорт, не указывается. Соответственно, перед формированием электронного постановления необходимо направлять запрос в СИР СОУ о предоставлении паспортного досье, для установления кода выдачи паспорта.

При направлении судебных приказов в электронном виде, взыскателем указаны не полные реквизиты. В частности, реквизиты не представлены кредитной организацией ПАО «Сбербанк». Для устранения данного недостатка приходится дополнительно связываться с сотрудниками данного банка, посредством телефонной связи и направлением сообщения электронной почтой.

За 8 месяцев 2023 года на исполнение в федеральную службу судебных приставов в электронном виде направлено 102 исполнительных документа. Из них имеют статус «зарегистрировано» - 42 шт.; статус «возбуждено» - 53 шт.; статус «отказано» - 7 шт. Отказано в возбуждении ИП, по причине исполнения требований до возбуждения ИП. При направлении на исполнение постановлений об административных правонарушениях в федеральную службу судебных приставов должниками не были предоставлены документы, подтверждающие оплату долга. Платежные поручения об оплате штрафов поступили мировому судье уже после направления исполнительных документов в федеральную службу судебных приставов.

Возникают следующие проблемы, при использовании цифровых сервисов СИР СОУ:

Если взыскателем задолженности в заявлении о вынесении судебного приказа не указаны сведения о должнике, в том числе фамилия, имя, отчество должника, подготавливается запрос Выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (здание) в Росреестр, с использованием СИР СОУ, для установления собственников помещения. Для подготовки данного запроса необходим кадастровый номер объекта недвижимости, который зачастую взыскателем (ПАО «Т Плюс», АО «ЭнергосбыТ Плюс»), не указывается. В данном случае судом принимаются дополнительные меры для установления кадастрового номера объекта недвижимости, с использованием Справочной информация по объектам недвижимости на электронной платформе Росреестра.

Если взыскателем не указаны дата и место рождения ответчика, один из идентификаторов ответчика, в данном случае установление сведений возможно также при запросе Выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (здание) в Росреестр, однако только при наличии кадастрового номера помещения, в отношении которого образовалась задолженность, если заявление подано о взыскании коммунальных платежей.

В случае если заявлены требования о взыскании кредитной задолженности, при отсутствии сведений о дате рождения должника (ответчика), не возможна подготовка запроса в МВД, с использованием СИР СОУ, для установления идентификационных - паспортных данных.

За 8 месяцев 2023 года по 95 делам (заявлениям о выдаче судебного приказа, поступившим от коммунальных служб), при использовании цифровых сервисов СИР СОУ, не удалось установить сведения о должниках (ответчиках), в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, а также один из идентификаторов должника (ответчика), в том случае, когда приходил ответ Россреестра об отсутствии зарегистрированных прав на помещение.

В случае невозможности, при использовании цифровых сервисов СИР СОУ, установить сведения о должниках (ответчиках):

фамилии, имени, отчества - подготавливается запрос в организацию по управлению многоквартирным домом о предоставлении сведений о лицах, проживающих по указанному адресу;

даты, места рождения и один из идентификаторов должника (ответчика) – подготавливается запрос в отделение по вопросам миграции ОП МО МВД для предоставления формы № 1П на гражданина.

Во всех случаях, при невозможности установления сведений о должниках (ответчиках), в том числе фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, один из идентификаторов должника (ответчика), при использовании цифровых сервисов СИР СОУ, приводило к увеличению сроков рассмотрения дел.

При том, что ГПК РФ предусмотрено, что срок вынесения судебного приказа, исчисляется со дня получения судом такой информации, все же, на обработку заявок сервисом уходит еще около 1-2 дней, а при получении ответов об отсутствии данных, судом принимаются дополнительные меры по установлению должников, (запросы в управляющие организации), идентификационных данных (запросы в МВД), еще от 2 до 5 дней, в течении которых поступают ответы.

Отмечая проблемные вопросы, хотелось бы обратить внимание на следующее:

Федеральным законом от 18 марта 2023 года № 80-ФЗ внесены изменения в п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ, позволяющие взыскателю при обращении в суд, если ему не известны фамилия, имя, отчество (при наличии) должника, дата и место рождения должника, один из идентификаторов должника, указывать об этом в заявлении о вынесении судебного приказа. Такая информация по запросу суда предоставляется соответствующими органами.

На практике, в буквальном толковании вышеуказанной нормы, взыскатель при указании должника указывает адрес недвижимого имущества, по которому образовалась задолженность по коммунальным платежам.

И в дальнейшем всю работу по установлению сведений о правообладателе недвижимого имущества или потребителя коммунальных услуг по указанному адресу выполняет суд, путем направления соответствующих запросов. Порядок поступления запрашиваемых сведений и проблемы, возникающие при формировании таких запросов, указан в п.п. 3-6 настоящего ответа.

Данное обстоятельство повлекло возложение на аппараты мировых судей значительной дополнительной нагрузки.

При этом, обращает на себя внимание вопрос о причинах и необходимости внесения таких изменений в ГПК РФ, их правовая оценка.

Если проанализировать досье на проект принятого закона, усматривается, что изначально с законодательной инициативой об изменении отдельных положений ГПК РФ и АПК РФ выступил 28 апреля 2022 года Парламент Кабардино – Балкарской республики. При этом законом «О внесении изменений в статью 60 АПК РФ и статью ГПК РФ" предлагалось согласовать некоторые материальные и процессуальные нормы, регулирующие вопросы представительства в суде.

В последствие 07 декабря 2022 года проект федерального закона ко второму чтению был дополнен положениями, изменившими п. 3 ч. 2 ст. 124 и п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ.

В заключении на проект закона, выданном Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству 14 марта 2023 года указывается, что данные изменения будут способствовать исключению ситуаций, связанных с ошибочной идентификацией должников по исполнительным производствам и при взыскании задолженности по судебному приказу, а также, а также обеспечит реализацию прав граждан и юридических лиц на своевременное исполнение требований исполнительного документа.

Иных правовых обоснований целесообразности принятия настоящего закона в заключении не приведено.

Однако без внимания оставлены такие фундаментальные основы приказного производства как бесспорность заявленного взыскателем требования. Фактически же на суд возложили обязанность по сбору доказательств, подтверждающих бесспорность заявленного требования к конкретному лицу.

Кроме того, никаким образом не оценен риск увеличения нагрузки на суды в связи с необходимостью направления запросов и их обработки в целях установления личности должников.

Кроме того, программный комплекс «Мировые судьи», а также Инструкция по судебному делопроизводству не предусматривают даже возможность регистрации заявлений в отсутствие сведений о должнике.

Из анализа количественных показателей работы судебного участка № 2 г. Медногорска за 8 месяцев 2023 года следует, что из 3 039 гражданских дел, поступивших на рассмотрение, 1677 – это заявления о взыскании задолженности по коммунальным платежам. С момента вступления в законную силу очередных изменений в ст. 124 ГПК РФ, на судебный участок поступило около 350 заявлений, по которым в качестве должника заявлен адрес местонахождения квартиры. В результате проведенной судом работы не удалось установить должников по 95 заявлениям.

Указанное свидетельствует о том, что делегирование обязанностей по установлению личности должника и его идентификаторов на суды еще не является безусловным гарантом того, что они будут установлены.

Тогда как при обсуждении законопроекта после принятия его в первом чтении Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ справедливо указало на то, что в качестве истцов по указанной категории дел выступают организации, оказывающие коммунальные услуги, и ресурсоснабжающие организации.

Часть 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на организации, оказывающие коммунальные услуги, обязанность вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом этого у данных организаций имеется возможность определить потребителя коммунальных услуг и ресурсов.

В связи с этим, вышеуказанные изменения в ГПК РФ при реализации на практике вызывают у судов значительные трудности.

Вариантами разрешения указанной проблемы могут явиться: усовершенствование программных комплексов, содержащих информацию о физических лицах и собственниках недвижимого имущества, либо расширение полномочий коммунальных служб и ресурсоснабжающих организаций по самостоятельному получению сведений о потребителях коммунальных услуг.

Мировой судья И.В. Кистанова