Фактическое задержание и доставление лица в орган дознания или к следователю, имеют исключительно организационно-обеспечительный характер. По правилам российского уголовно-процессуального законодательства с момента фактического задержания лицо еще не приобретает статус подозреваемого, оно становится таковым после вынесения органом дознания или следователем соответствующего процессуального акта – протокола задержания подозреваемого.
Фактическое задержание и доставление существенным образом ограничивают его право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому некоторые права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, закон предоставляет ему с момента фактического задержания, а именно:
- Право на защитника. Согласно ч. 2 ст. 49 УПК РФ, в качестве защитника подозреваемого, в том числе задержанного по уголовному делу, допускаются исключительно адвокаты.
- Право давать или не давать объяснения. Задержанный может отказаться от дачи каких-либо объяснений (полностью или в части) с изложением причин подобного отказа или без такового, то есть вообще хранить молчание. Более того, он также имеет право давать объяснения, содержащие недостоверные сведения. Задержанный вправе полноценно и достоверно изложить все те обстоятельства, которые он считает существенными.
- Право пользоваться родным языком, любым другим языком. Право на переводчика. Государство гарантирует каждому человеку, находящемуся на территории РФ, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком уголовного судопроизводства, должно быть разъяснено и обеспечено право участвовать в уголовно-процессуальных отношениях на родном языке или другом языке, которым они владеют. В частности, им бесплатно должен быть представлен переводчик.
- Право на обжалование действий, бездействия или решений сотрудников полиции или иных правоохранительных органов.
Пресс-служба участка